Стремление найти баланс между работой и личной жизнью, расставить приоритеты оказывает большое влияние не только на жизнь женщин, но и на жизнь мужчин. В разных культурах и традициях эти приоритеты отличаются. Раньше выбор делался в соответствии с традициями и обычаями, передаваемыми от родителей к детям с помощью мифов и сказаний. Мифы помогали понять роль женщины, ее предназначение и цель жизни, мальчиков учили расстановке приоритетов и базовым умениям.
Современное общество утратило тесную связь мифологии и жизни. Как много сказок, помогающим мальчику понять свое предназначение и адаптироваться к реальности вы можете вспомнить? Какие былины учат девочек делать выбор между семьей и карьерой?
Мы продолжаем воспитывать детей на историях, которые помогали сформировать поведение наших предков. Историях, которые учат делать выбор в ситуациях, которые не просто изменились, они все чаще мешают адаптироваться в современной среде. Тема эта занимает меня уже долгие годы, она достойна отдельной книги, а в этой статье я позволю себе пройти вместе с вами по пути управления поведением и поддержки выбора в бизнес-среде.
Какие истории вы рассказываете новым сотрудникам? Как они помогают им найти своё место в компании, разобраться в том, что принято, а что не принято?
Вот уже более 8 лет я изучаю профессиональное выгорание, его причины и предпосылки. За это время мне удалось проанализировать самые разные профессии: врачей и полицейских, инженеров и менеджеров по продажам, воспитателей и учителей, конструкторов и психиатров, менеджеров и собственников бизнеса, логистов и миротворцев...
И выводы, которые всё больше кристаллизуются позволяют мне утверждать, что профессиональное выгорание имеет очень низкую связь с видом деятельности. Оно связано с пониманием ценности этой деятельности.
Мне встречался водитель, который 45 лет работал на одном и том же заводе. Он возил разных людей и получал огромное удовольствие от своей работы, не мыслил себя ни в какой другой организации, гордился продукцией завода. Я знаю директора по развитию, который в течение 10 лет сменил 8 мест работы и сейчас ищет девятое. Он быстро начинает скучать и постоянно меняет сферу деятельности, не ассоциируя себя с компанией, в которой работает.
При этом я знаю компании с очень непростыми условиями труда, не самыми высокими зарплатами, но при этом сотрудники с большой любовью и теплом рассказывают о своём месте работы. А ещё я знаю компании с очень высоким зарплатами, крутым современным офисом и очень высокой текучкой.
Подумайте о тех историях, которые помогают каждому сотруднику понять своё место в компании, свою роль в достижении её целей и реализации миссии. Например, в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" мне ещё не встречался ни один человек, который был бы равнодушен к книгам. Мне кажется, одним из критериев принятия человека на работу там является проверка на наличие страсти к чтению. Я слышу от них множество историй о том, как чтение помогло им в той или иной ситуации. Это очень сильная связь.
Когда вы общаетесь с сотрудником таможни в аэропорту, вы воспринимаете его как мужчину 30 лет с голубыми глазами или как таможенника? Когда вы смотрите на дворника, который подметает улицу, вы видите перед собой дворника или молодого человека 20 лет? Придя на приём к стоматологу, вы рассказываете о причине своего беспокойства женщине 35 лет с красивой улыбкой или врачу-стоматологу?
Если нам важно получить профессиональную консультацию или решить конкретную задачу, то мы в первую очередь обращаемся к представителю конкретной организации, к профессионалу.
Как много обрядов посвящения есть в вашей организации?
Есть ли обряд принятия компанию?
Есть ли обряд посвящения лучшего специалиста в менеджеры?
Обряд прохождения испытательного срока?
Как проходит увольнение сотрудников?
Как они берут на себя новые функции?
В некоторых традициях есть обряды становления мальчика мужчиной, перехода от девочки к женщине. Это очень важные ритуалы. В культурах, в которых они есть, не встретить мужчину, который и в 40 остаётся ребёнком. Инициатива - это очень важный процесс смены роли. Помните сказку о царевне лягушке? Это очень яркая история перехода от девочки к женщине. Такие истории помогают принять на себя новые функции, взглянуть иначе на свою жизнь и её приоритеты.
Когда я работала в Первом доме консалтинга "Что делать консалт", сотрудники, прошедшие испытательный срок, получали именную кружку, ежедневник и значок. В другой известной мне компании такому специалисту оплачивается деловой костюм и портфель. А как у вас происходит посвящение в сотрудники компании?
Продумайте, какие инициативы позволят сотрудникам компании осознать изменения и перейти в новое качество. Продумайте, какие предметы и символы могут в этом помочь. Проработайте ритуалы принятия ответственности.
Помните, как происходит инаугурация президента? А обряд посвящения в рыцари английской королевой?
Это не просто дань традициям и "пережитки прошлого". Это важные обряды перехода в новый статус (принятия ответственности) и передачи атрибутов. Сюда же относятся и парик судьи, головной убор магистра, форма офицера, оружие солдата. Какие еще атрибуты вы вспоминаете? Все они имеют чёткую ассоциативную связь с некими правами и функциями обладателя. Например, когда мы видим полицейского мы сразу понимаем его статус и полномочия.
Представьте себе мужчину средних лет, с легкой сёдиной. На нём идеально сшитый тёмно-синий костюм из дорогой шерсти. В руке дорогой портфель и шляпа. Как вы думаете, это CEO крупной компании или курьер? Как показывают многочисленные исследования, большинство опрошенных считают такого мужчину заслуживающим доверие и финансово обеспеченным.
Посмотрите ролик ниже. Там очень чётко показана связь статуса и внешнего вида. Эксперт одет в рубашку с коротким рукавом и без галстука. Руководитель проекта в рубашке и галстуке. Менеджер в рубашке, галстуке и пиджаке.
Определите атрибуты, которые будут отличать менеджеров компании (например, более жесткие требования к дресс-коду). Продумайте символы, которые будут выделять сотрудников, демонстрирующие желательное поведение. Например, специальный значок, ежедневник или кружка сотрудникам, которые имеют наибольший процент выполненных в срок поручений, реализующих все проекты вовремя и т.п.
Выделите нарушителей. Например, те, кто чаще всего опаздывает, должны поставить на свой стол специальный кубок с надписью "Мне стыдно".
Подробнее о важности дресс-кода: Этика коммуникаций I. Дресс-код
Мир становится всё более интернациональным. Вчера мы вернулись с международной конференции в Мадриде, где очень это почувствовали. Францию представляла женщина, которая родилась и выросла в Панаме. Испанская делегация была самая многочисленная, но в ней не было ни одного урождённого испанца. Там были люди из Марокко и Мексики, Перу и Португалии. Все они живут и работают в Мадриде и Барселоне.
Такая интернациональность имеет много достоинств, но и сложностей в управлении таким коллективом тоже много. Ведь у людей разных культур разное понимание о пределах дозволенного и разные табу, разные ценности и разные традиции. А это значит, что и команду из них создать сложнее.
Что делать? При работе с ценностями компании тщательно проработать ценностное ядро, которое будет интернациональным. Быть внимательными к управлению идеологией. Причём, совсем не обязательно искать только общие ценности. Они могут быть и близкими.
Наши другие статьи о ценностях и мифах организации:
Зачем компании нужны ценности?
Зачем нужно управлять корпоративной историей?
Когда я бываю в Италии и Испании, не могу не обращать внимания на любовь местных жителей к общению. Иногда мне кажется, что у них рот просто не закрывается. Даже полицейские и гвардейцы всё время говорят с кем-то или по телефону. Они часто стоят кучками и оживлённо жестикулируют. В ресторанах создается впечатление, что говорят все одновременно. При этом продолжительность жизни в этих странах высокая. А питание нельзя назвать очень здоровым. Современные итальянцы и испанцы едят много мяса, пьют много кока-колы, мало занимаются спортом. В чём секрет? Есть мнение, что в общении.
Как бизнес-консультанты мы работаем с разными организациями, и культура общения в них тоже разная.
Опыт показывает, что в компаниях излишне ориентированных на семейные отношения много скрытых конфликтов, подсиживаний и подковёрных игр. А это, как вы понимаете, мешает работе и снижает управляемость.
Излишнее увлечение тренингами командообразования тоже не приводит ни к чему хорошему. По нашему опыту в таких компаниях или сотрудники объединяются против руководства, или образуются "враждующие" группировки, и отделы начинают дружить друг против друга. Как ни странно, особенно часто мы встречаем такое в женских коллективах.
Общением надо управлять. И общих рецептов здесь нет. Всё зависит от специфики компании и её стратегических ориентиров. Определите, какое поведение сотрудников и уровень взаимоотношения позволит достичь целей компании. Исходя из этого определите уровень формализации общения. В компаниях, в которых есть понятные правила взаимодействия, - ниже текучка, ниже выгорание, выше лояльность к компании.
Какие ценности транслируются в корпоративной газете?
Какие идеи доносят рекламные и информационные буклеты?
Всё ли пространство компании используется оптимально?
Проработайте систему транслирования ценностей компании. Проанализируйте "смертные" грехи и перечень поощряемого поведения. Составьте карту идеологии компании. Используйте стены в коридорах и переговорах, лифт и стены в столовой для транслирования идеологии компании. Включите элементы транслирования идеологии во всю печатную продукцию компании.
Это вопрос не праздный. Мне правда это интересно. Ваш логотип расскажет мне о Вас очень много. Та ли это информация, которой вы хотите и готовы поделиться?
Вы знаете наш логотип?
Это я сфотографировала часть пиджака Сергея Бехтерева. Наш логотип очень помогает нам устанавливать контакт, продавать и доносить наши ценности. Незнакомые люди часто спрашивают о том, что это за значок. На переговорах многие интересуются смыслом символа. В нашем логотипе скрыто 5 глубоких смыслов:
На чём базируется ваша организация?
Что является её фундаментом?
Отражено ли это в логотипе и символах?
Празднование нового года в компании - важнейший ритуал. Ритуал подведения итогов и постановки новых амбициозных целей. Продуман ли ритуал подведения итогов года? Как визуализируются победы и успехи года? Как поощряются герои года? Является ли завершение года поводом для создания новых историй?
Посмотрите внимательно это видео. Александр Суворов - яркий пример менеджера, который умел подводить итоги. Обратите внимание на награждение и порицание. Нам есть чему поучиться у великого полководца.
Что составляет ДНК вашей организации? На чём она базируется? Очень подробно идеи стержневых правил игры компании описаны в замечательной книге Джима Коллинза "Великие по собственному выбору". Почитайте, если ещё не читали.
Что делать? Помнить и транслировать правила игры, которые помогают компании побеждать. Есть разные методы, позволяющие кристаллизовать ДНК компании. Мне нравится построение и анализ визуальной истории компании. Подробнее в статье: Визуальные истории - ключ к новым смыслам.
Из поколения в поколение передаются мифы, былины, сказания. С их помощью предки рассказывают нам о том, что помогло им выжить, учат и наставляют нас.
Корпоративные истории помогают управлять поведением сотрудников компании, поддерживают и учат. Они дают нам массу возможностей создания сильной идеологии и культуры вовлеченности и небезразличия. Все ли возможности используете вы?
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
Сила корпоративных историй
В том ли месте я работаю? Тем ли делом занимаюсь? Какой смысл много работать? На своём ли я месте? Что важнее: работа или личная жизнь? Этими вопросами регулярно задаются многие люди. Так мы пытаемся найти ответ на другой, более важный д...
Слово экспертам
Правила игры - история компании
“Правилам игры” в июне исполнилось 5 лет. Беседуем с Сергеем и Викторией Бехтеревыми о том, как начинался их бизнес со смыслом, заглядываем в будущее, осмысливаем ценности компании. Узнаем, как устанавливать правила игры в биз...
Слово экспертам
Каким будет мир будущего
Владимир Пирожков — промышленный дизайнер. 20 лет жил и работал в США. В 1989 году стал дизайнером компании Citroen, а потом главным дизайнером по интерьерам в Toyota. В 2007 году по приглашению Германа Грефа вернулся в Россию. Здесь дл...
Слово экспертам
Презентация без Power point
Рисунок стоит тысячи слов. Изображения мы воспринимаем гораздо быстрее, чем слова и запоминаем надолго. При этом «детские» или графические рисунки привлекают наше внимание быстрее, чем тщательно прорисованные профессиональные картины. Че...
Слово экспертам
Как распределить ответственность между командой менеджеров за управление организацией
Часто нам приходится работать с ситуациями, когда каждое подразделение в организации считает, что оно свою работу делает хорошо, только вот "костюмчик не сидит" - Клиент не доволен скоростью или качеством производимого всеми по...
Слово экспертам
Праздник науки
Как помочь родителям развить в ребенке любознательность, как дать детям знания доступно и интересно? Беседуем с Сергеем и Ольгой Корнеевыми о проекте «Праздник науки», о школе и детях, о книгах и будущем России.