Визуальное знакомство

Опубликовано в № от 15.05.24
Если спросить, чем лично мы как фасилитаторы можем гордиться, так это изобретением народного метода. Перелистывая ленты соцсетей, едва ли не каждый день видим «Визуальное знакомство» в действии. Как народная песня, уже и не вспомнится многим, что придумали его мы прямо на сессии в 2012 году (примерно, когда создали «Правила игры»), однако отрадно, что в какой-то степени благодаря «Визуальному знакомству» попали в анналы фасилитационного фольклора.

История появления метода 

Несколько лет назад был очень жадный спрос на тренинг «Майнд-менеджмент: результат с удовольствием». Мы активно возили его в регионы, где особенно сильно нужно было на старте суметь вовлечь участников.

Если кто-то сталкивался, особенно лет 5-7 назад, с опытом работы в субъектах (сейчас, к чести сказать, мотивация у людей существенно изменилась), то вы знаете, что бизнес-тренеров в глубинке тогда воспринимали или как докладчиков на семинаре, или вообще как гастролирующий цирк: «Вы там показывайте нам представление, а мы посидим». Либо это была история с кислыми лицами оторванных от дел людей. В любом случае ничего предвещающего оперативный настрой на работу не читалось. А нужен был, конечно, результат. Через сопротивление конструктив не наладишь. И мы поставили себе задачу научиться включать аудиторию за 5 минут. Так однажды и родился инструмент-выручалочка «Визуальное знакомство».

Алгоритм

Мы часто думаем о том, как включить голову и «разогреть» мысли. Есть даже специальные методики – задачки решать в голове, вспоминать стихи и т.д. Не менее важно – научиться включать тело. Незаменимо – научиться делать это синхронно.

Одним из способов является рисование на заданную тему. На тренингах в самом начале люди о себе часто что-то говорят. А нам захотелось предложить нарисовать. Конкретный запрос мы всегда строим в зависимости от темы встречи: портрет себя, эталонного лидера, ретроспективы проекта - что угодно. Неизменным остается правило: «Представьте: вам надо что-то объяснить существу, который не говорит ни на одном из известных языков. Как это сделать?». Разъяснять на пальцах? Можно. Но нарисовать – скорее всего, сработает лучше. 

После этого обычно спрашиваем, кто рисует лучше всех, и кто не умеет рисовать совсем? Чтобы вторые не начали смущаться, мы обычно сами сразу визуализируем нечто, похожее не детскую «каляку-маляку» - тем самым показывая, что даже если вы не Рембрандт или Кипренский, изобразить можно понятно даже в схемах и каракулях. По опыту, обычно после того, как фасилитатор продемонстрирует свое художественное бессилие, группа расслабляется. Шаг первый – рисуем.

Далее. Создаем «броуновское движение». Подойти друг к другу, улыбнуться и попытаться угадать замысле «художника» напротив. Если угадали – отлично. Не получилось – не играем в партизан и делимся секретом.

При этом просите людей наблюдать за собственными ощущениями, описывать их. В 100% случаев на лицах улыбки, расположенность, добродушие, а уровень доверие к происходящему растет на глазах, ведь в каждом из нас живет ребенок. А все дети уверены, что умеют рисовать, пока их не разуверят в этом взрослые.

Следующий шаг. Вместе с командой зафиксируйте связи: у кого и чему вы хотели бы научиться? Чей рисунок наиболее полно отразил задачу, кто интереснее всех преподнес видение, кто поднял настроение? Мы в последнее время даже уходим от соревновательного элемента и не используем формулировку «лучше всех», просто предлагаем провести связи с теми, кто показался ценным и интересным.

Если цель упражнения не просто познакомить, но и закрепить контакты, предложите желающим приделать к своим картинкам визитки. Так сочетается приятное с полезным.

Где применяется инструмент

Где угодно. Включаться нужно всегда: на тренинге, ретроспективе проекта или года, диагностике, стратегической сессии и т.д. Разница лишь в формулировке запроса на визуализацию.

Кейс

«Немного странный кейс», - скорее всего подумаете вы, прочитав текст дальше. Этот пример о взаимной пользе и честности. И сэкономленном времени и нервов у обеих сторон.

Однажды инструмент помог нам с потенциальным клиентом еще на этапе диагностики взаимно понять, что мы не подходим друг другу. 

На пробном тренинге мы попросили нарисовать портрет идеального мирового лидера. «Победителем» в номинации стал Адольф Гитлер.

…Вот так с помощью рисунка мы поняли, чем дышат люди. Наглядно? Да. Хорошо, что подавляющее большинство видят мир иначе, и при использовании инструмента «Визуальное знакомство» демонстрируют лояльность понятиям созидания, миролюбия, оптимизма и чувства юмора.

Риски

1.      Не захотят рисовать.

Обычно, если такие ситуации и возникают, то мы осторожно объясняем человеку, что среди нас никто не умеет рисовать, потому повода для комплексов нет. А если рисовать в привычном понимании не хочется, на помощь могут прийти геометрические фигуры и другие условные обозначения. И еще: попросите человека обернуться. Когда он увидит, что из 20 человек отказывается только он один, из чувства солидарности обычно все равно берет в руки маркер. И потом уже не остановить!

2.      Вы слишком многое узнаете о группе. Например, как мы в кейсе, описанном выше.

Но тогда отнеситесь к этому конструктивно: кто владеет информацией – тот владеет миром. И может его менять.

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Техника мозгового штурма «Шесть шляп мышления»

15 мая 3250

Это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Фасилитация для лидера

Секреты управления непродуктивными ситуациями

15 мая 6882

Продолжаем путешествовать по страницам книги Майкла Вилкинсона «Секреты фасилитации». Ее автор собственным опытом доказал, что фасилитация – это не талант, а профессиональный навык, набор инструментов и методик, овладеть которыми может к...

Фасилитация для лидера

Почему договоренности по итогам совещаний (сессий) не выполняются

15 мая 2461

На совещаниях и сессиях мы часто достигаем договоренности, которые всем по душе, но также часто эти договоренности не выполняются. Почему? Разбираемся в этой статье.

Фасилитация для лидера

Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 2. Вовлеките каждого в совместную работу.

15 мая 2998

ВОВЛЕЧЕНИЕ ориентировано на то, чтобы каждый член команды был включен в процесс совместной работы, радел за результат, делился своими знаниями и опытом, помогал другим и стремился сделать все, что от него зависит для достижения общей цел...

Фасилитация для лидера

Панель управления: зачем, как и когда

15 мая 6405

В большинстве российских компаний есть правила, прописаны бизнес-процессы и регламенты, но чаще всего они спущены сверху и внедрены по принципу: «Я придумал, а вы выполняйте». Правила навязываются, контролируются, придумываются новые, но...

Фасилитация для лидера

ОРИП-модель как базовый метод вовлечения команды

15 мая 4118

Хотим поделиться с вами базовым методом технологии вовлечения ToP, который лежит в основе многих инструментов командной работы и метода сфокусированного обсуждения. Он актуален для любого процесса командного взаимодействия и обучения.