Дать работу тем, кому ее не получить Социальная ответственность Анастасии Панеевой

Опубликовано в №3 от 29.07.19
Ее дело - это красивый творческий бизнес, учебный центр и производство.
Основное направление - это декор мероприятий: свадеб, детских праздников, семейных событий. Оформляет event-ы и фотозоны, придумывает стильную концепцию крупным корпоративным клиентам. Отдельное направление - декор витрин, отелей, салонов.
Производство -  производит все, что можно произвести красивого своими руками. Тройная тавтология. Но так и есть. Ее сотрудники делают все, что можно сделать вручную. Игрушки и цветы, одежду, корпоративные подарки и даже мебель. Это ее социально ответственное направление. Работают люди в основном дома. Любой заказ Анастасия прорабатывает сама. Разрабатывает технологию. Делит этапы производства на операции. Готовит материалы и распределяет задачи  по команде, в которой работают дети, школьники, мамы в декрете, пенсионеры. Это ее способ помогать людям.
Учебный центр. Это большое образовательное явление. Анастасия прошла  преподавательский путь от учителя  начальных классов до работы приглашённым  преподавателем в вузах. От проведения творческих мастер-классов офлайн в небольших группах до таких же мастер-классов, но онлайн на тысячу человек.
Прототип этой бизнес-модели появился еще в студенчестве. Но потом дорога жизни свернула не туда, временно... Впрочем, давайте по порядку. Эта история способна вдохновить.  

Анастасия Панеева

основатель компании «proDECOR.pro»
Далекий уже 98 год. Настя - студентка Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. Они с подругой вдохновились милыми стокгольскими подушечками в простом скандинавском стиле и решили сделать что-то подобное.

К вопросу сразу подошли основательно: нашли в Петербурге поставщиков лучших тканей, закупили рулоны льна, шелка, хлопка. Шерстяные и хлопковые нити. Разработали эскизы. Дали объявление в газету, что дизайнеры ищут талантливых рукодельниц. Поступило много звонков. Выбрали лучших, и начался производственный процесс. Было отшито несколько коллекций постельного белья, пледов, диванных подушек. Много разных аксессуаров. Все это требовало вложений, и через несколько месяцев поняли, что, оказывается, мало произвести, нужно продать, вернуть вложенные деньги и заработать... это была первая ошибка молодости и первого бизнеса. Сейчас все проще - делаешь фото, выкладываешь в соцсети и про тебя узнают тысячи. Тогда, в конце 90х это оказался сложный путь.

- К своим клиентам мы физически шли сами. Прошли все интерьерные салоны Петербурга, участвовали в выставках, возили образцы работ в ближайшую Финляндию, какими-то неведомыми путями выходили на высокопоставленных лиц города и состоятельных людей. Так как не многие могли себе позволить, да и просто оценить постельное белье из шёлка с вышивкой, выполненной вручную. Со временем со сбытом вопрос решился, в Петербурге про нас уже многие знали. И мы решили выходить на московский рынок. Это было забавно. Мы взяли большие пакеты со своими образцами. Утром сошли с поезда, и пошли искать салоны, которым могли быть полезны. Мы были уверены, если это сработало в Питере, то должно сработать и в Москве. Первая такая поездка была провалом.
Но позже получилось взять и Москву.
Возникли другие требования к производству. И самое - главное к помещению. Уже невозможно было хранить все дома. Требовалось место для материалов и готовой продукции, тогда стали искать склад. Случайно познакомились с руководителями общества глухих на Петроградке. У них как раз стоял вопрос о трудоустройстве их подопечных. Так мы смогли получить помещение и дать работу людям, которым было очень сложно ее найти.
Мы вышли на новый уровень. Все складывалось, мы росли, и все было хорошо, пока не начались разногласия с подругой из-за разделения зон ответственности, когда задач становилось все больше.

И это вторая банальная ошибка, которая в 20 лет не так очевидна. Это сейчас можно пройти множество курсов, на которых рассказывается все о ведении бизнеса с партнером, о юридических и прочих нюансах. Тогда мы решили расстаться. Бизнес остался.
Я переехала в Москву, бизнес и подруга остались в Питере, и только через 15 лет мы смогли снова встретиться, все обсудить, посмотреть на ситуацию со стороны, поблагодарить то время, которое очень много нам дало.
Как-то само-собой Анастасия стала HR в крупных компаниях.

- В первом бизнесе я очень много работала с персоналом, прошла множество курсов от изучения ТК РФ до всех особенностей работы с персоналом - обучение, адаптациии, прописывание должностных инструкций, поэтому, переехав в Москву, сразу стала искать работы в HR.
И легко получила эту должность.
Семилетний опыт в роли HR дал мне понимание крупного бизнеса. Я научилась работать на больших масштабах, когда ты оптимизируешь персонал и сокращаешь миллионные издержки. Появилось глубокое понимание подбора персонала, когда за 5 минут можешь оценить человека на соответствие своим ожиданиям.
HR в России - профессия молодая. Мне приходилось много учиться, развиваться. Конечно, мне это пригодилось в дальнейшем.

- Почему спустя 7 лет успешной карьеры появился свой бизнес?
- Ребенок. Я практически не была в декрете, почти сразу вышла на работу. У нас были бабушки, няни, частный детский сад. И вот однажды я сидела на совещании на три города и не могла с него уйти, муж в это время стоял в пробке. А наш ребёнок ехал на школьном автобусе. Воспитателю пришлось забрать его домой, потому что мы не могли его встретить. Для меня это был мощный звонок, что я делаю что-то не так. И тогда я позвонила хозяйке частного детского сада, в который ходил сын, и сказала, что хочу у неё работать. Кем угодно. Можно по бартеру. Так я ушла из офиса.
Параллельно с этой работой потом как-то сам собой появился творческий бизнес.

- Бизнес для тебя - это не только про деньги...
- Я занимаюсь свадебным декором - это то, что приносит мне деньги. В этом бизнесе у меня, как и в студенчестве, все сотрудники - удаленные. Некоторые из них - это мои ученики. Я ведь продолжаю вести курсы по декору. У меня есть флористы, декораторы, мастера, работающие с разными материалами. Есть операции, которые могут выполнить только мужчины - монтаж, работа с деревом, электрика, сварка. Такие сотрудники получают от 100-200 до 500-700 рублей в час в зависимости от квалификации и сложности работы.

Получается, что люди имеют и творческую реализацию, и работу. Многие из них не могут никуда устроиться - мамы в декрете, которым не с кем оставить детей, пенсионеры, старшеклассники. У нас бывает очень много мелких операций, например, вырезать тысячи лепестков или приклеить проволочки на сотни елочных игрушек и многое другое. Они рады возможности заработать на дому. Приятно, когда, сидя вечерами за любимым делом, можно заработать тысяч десять. Я стараюсь делить задачу на этапы: одна бабушка вырезает лепестки, другая собирает цветок.
Я всегда смотрю, кому какую работу можно поручить. С тех, кто хорошо обучен, можно спрашивать серьезно, а школьники, например, делают что-то простое. Они понимают, что я лояльный заказчик, но на шею никто не садится. Все основано на доверии.

- Но ведь и школа, и преподавание из твоей жизни не ушли?
- Да, я веду дизайнерские курсы в онлайн- и офлайн- форматах и продолжаю работать в школе. Моей самой старшей ученице 87 лет, а самой младшей - три года. Приятно осознавать, что есть примерно 1000 людей, которые не умели ничего делать руками, сейчас стали профессиональными мастерами, а некоторые построили свои успешные творческие бизнесы. На протяжении всех этих лет постоянно появляются благотворительные проекты, которые проходят на стыке с творчеством - помощь с детским домам, глухим детям, помощь детям с ДЦП, мы вместе организовывали ярмарки. Рукодельницы вообще отзывчивые люди. Этим летом мы реализуем проект для девушек, которые волей судьбы стали инвалидами-колясочниками, но от этого не перестали быть женщинами и хотят быть красивыми и привлекательными. Для них сейчас отшиваем коллекцию платьев - летних и к осеннему показу. Причём осеннюю коллекцию будут шить студенты из вуза, в котором я преподаю. В этом я вижу особый смысл, когда колесо помощи замыкается. Можно просто попросить денег, дать их - пойдите, купите платья. А можно запустить творческий процесс в головах. Подключить к этому всех неравнодушных, чтобы на выходе получить крутой результат.

Параллельно я продолжаю учить детей в православной гимназии. Свято-Алексеевская пустынь - уникальное явление. Иеромонах Петр, до принятия монашества Алексей Василенко приехал из Санкт-Петербурга в Ярославскую область 25 лет назад и строит там другую реальность. Без денег. На пожертвования построили школу, восстановили храмы, кадетский корпус. Там обучаются 300 детей, работает 20 музеев, есть сады, фермы. Это социум, куда приходят дети-сироты, ребята из трудных семей, и находят там любовь, возможности, воспитание. Они осваивают навыки, которые очень помогут им в жизни. Я Счастлива, что мой ребенок там учится, а я могу дать этим детям что-то хорошее.

- Какая у тебя профессиональная мечта?
- Их две, и они обе связаны с моей социальной деятельностью.
Хотелось бы выстроить качественную систему знакомства с разными профессиями для школьников 7-8 классов. У многих людей сегодня очень зашореное мышление: школа-вуз-работа. Я вижу людей вокруг, которым не нравится их работа, которым не пригодилось их высшее образование. Я вообще разочаровалась в высшем образовании, как безусловной ценности. У меня очень много взрослых учеников с дипломами, карьерами, но мечтающими вырваться из всего этого и заниматься творчеством. Поэтому я считаю, что очень важно именно во 7-8 классе давать детям возможность попробовать разную деятельность, показать, сколько интересных профессий есть в жизни. Чтобы они могли осознать, что нравится, чем хотелось бы заниматься. Это есть в моем плане развития.
Вторая мечта - сделать качественный хэндмейнд масштабным. Придумать какую-то красивую коллекцию вещей, организовать масштабное надомное производство, вовлекая в него больше людей, и реализовывать эти вещи через крупные торговые сети под каким-то своим брендом. Чтобы люди понимали, что они покупают уникальные вещи ручной работы, и что эта покупка помогает зарабатывать деньги тем, кому это сделать почти невозможно. У меня есть опыт подобного партнерства с фондом «Линия жизни». Я вижу, что это можно делать масштабнее.

- Как все успевать?
- Я не знаю. Наверное, жить в потоке. Жить мечтой и вдохновением. Мне очень сложно ставить цели. Очень тяжело их системно реализовывать. Но я адепт теории неслучайных случайностей. Наверное, сейчас кто-то не просто так читает эти строки. Я в это искренне верю и всей своей творческой жизнью и успехам обязана именно этому подходу. Чудеса случаются каждый день и знакомство с командой БСС - одно из них

Другие статьи этой рубрики

Вдохновляющие истории

Аскона. хотим научить россиян правильно спать

15 мая 2594

Город Ковров, где располагается Askona, переживает прекрасное преображение, обрастая современной инфраструктурой, которой не всегда могут похвастаться даже миллионники. Менеджмент компании, с представителями которой мы поговорили, дели...

Вдохновляющие истории

Семейное кафе АндерСон - нам не все равно

15 мая 2392

Выпускница факультета журналистки МГУ им.Ломоносова. Кроме того окончила школу управления «Сколково». Анастасия долгое время работала по найму. Руководила маркетингом в компаниях «Русский продукт», Ralf Ringer, «Объединенные кондитеры». ...

Вдохновляющие истории

Гузель Санжапова - социальный предприниматель

15 мая 2622

Сидеть и рассказывать, как все плохо, уж точно проще, чем подняться и начать делать. Взять себя в руки и еще взять на себя ответственность за судьбы десятков (сотен, тысяч) людей – ноша, на которую многие не согласятся.

Вдохновляющие истории

Созидательный эффект неравнодушия История одного урбаниста

15 мая 6238

Кейс Донкерс, урбанист из Голландии, живет в небольшом городе - Эйденховене. Городе, который сейчас должен был бы стать чем-то вроде депрессивного Детройта. Да мало ли таких городов. Построенные вокруг крупного предприятия, некогда процв...

Вдохновляющие истории

Илья Чех про киборгов и моториканцев

15 мая 2474

Компания «Моторика» исследует и разрабатывает технологии на стыке медицины и робототехники, не имея конкурентов в России. Илья Чех, ее генеральный директор, – победитель национальной премии «Бизнес-успех» 2017 года в номинации «Лучший со...

Вдохновляющие истории

интервью с Денисом Котовым

15 мая 2548

7 лет, 120 магазинов – и это не предел. В беседе в рамках проекта «Бизнес со смыслом» Денис Котов, основатель и генеральный директор сети книжных клубов «Буквоед», рассказал, почему хочет, чтобы Россия вновь стала читающей страной, а так...