Устали тащить всё на себе, ищете вдохновение, новые подходы к управлению и не знаете, с чего начать? — В этой статье вы узнаете об управленческой модели RenDanHeYi, признанной Гарвардом, MIT и другими глобальными бизнес-академиями как выдающаяся инновация в менеджменте.
Она может стать тем самым прорывом, который вы давно искали. И она — из Китая, страны, которая сегодня внедряет инновации в жизнь быстрее всех в мире.
Модель RenDanHeYi используется более чем в 20 тыс.компаний в области спорта, энергетики, туризма, медиа, финансовых услуг и др.
Гари Хэмел и Чжан Жуйминь. Статья Гари Хэмела про кейс Haier, попала на обложку Harward Business Review с заголовком «Конец бюрократии»
История трансформации Haier — это не просто вдохновляющий путь от локального завода до глобального гиганта. Это история о постоянной эволюции в системе управления, где каждая ступень рождалась не от хорошей жизни, а как ответ на вызовы времени.
Все началось в 1984 году, когда Чжан Жуйминь возглавил убыточный завод в Циндао. Он столкнулся с низкой дисциплиной, бракованной продукцией и демотивированным персоналом. И тогда он сделал то, что стало легендой корпоративной культуры компании. Проводя аудит, он обнаружил 76 бракованных холодильников, выпущенных за смену.
Сотрудники предлагали что-то вроде: «Продадим по дешёвке. Всё лучше, чем терять».
Но Чжан Жуйминь сделал то, что перевернуло отношение к качеству с ног на голову.
Он собрал весь завод, взял кувалду — и разбил ею бракованный холодильник сам, потом отдал кувалду своим менеджерам, и они разбили оставшиеся холодильники один за другим.
Говорят, тогда люди плакали. Ведь один холодильник стоил $100 — это примерно зарплата рабочего завода за 2 года.
Чжан Жуйминь транслировал сотрудникам:
~ Если мы продадим эти — завтра у нас будет четыре тысячи бракованных холодильников. А если мы хотим быть великими — брака быть не должно. Никогда.
Это стало началом новой культуры — культуры качества и личной ответственности.
Вскоре Haier стала первым китайским производителем, получившим национальную золотую медаль за качество. В эти годы управление было иерархическим, но уже тогда оно строилось вокруг главной ценности — клиент всегда прав.
После успеха в сфере производства холодильников Haier начала поглощать проблемные заводы по всей стране — те, что Чжан Жуйминь назвал «ошеломлёнными рыбами» — и внедрять на них свою новую культуру.
Организационная структура эволюционировала в сторону матричной, что дало больше гибкости для управления производством разных продуктов: от кондиционеров до телевизоров.
Haier не пошла по пути лёгкой экспансии. Вместо этого Чжан Жуйминь выбрал наиболее конкурентные рынки — США и Европу. Там, где правят глобальные бренды, Haier училась играть на равных.
Покупка известных зарубежных брендов (например, японской Sanyo, новозеландской Fisher & Paykel), запуск локальных производств и внедрение своей системы управления на этих производствах — всё это укрепило позиции компании как будущего глобального бренда.
Мир вступил в цифровую эпоху, и иерархия начала тормозить рост. Чжан Жуйминь считал, что нет Интернета – нет будущего, и уже в начале 2000-х заговорил о необходимости радикально пересмотреть управление под лозунгом «ноль дистанции с клиентом», положив начало модели RenDanHeYi (人单合一).
Эта концепция предполагала переход от традиционной многоуровневой организации к сетевой структуре, максимально приближенной к потребителям. В 2005–2012 гг. Haier экспериментировала с перевёрнутой пирамидой – Haier превратила отделы в 2000+ автономных команд — ZZJYT (самоуправляемые бизнес-единицы), каждая из которых взаимодействует с клиентом напрямую и несёт ответственность за результат.
Каждая команда получила самостоятельность и собственные цели, стремясь к “нулевой дистанции” до клиента. Любой сотрудник мог предложить новую бизнес-идею, собрать команду и воплотить проект, если коллеги и потребители поддержали инициативу деньгами. Тогда и родилась стратегия «нулевой дистанции с клиентом» — RenDanHeYi.
В 2012 году Haier пошла ещё дальше. Чжан Жуйминь начал упразднять средний менеджмент — исчезло более 10 000 должностей. Вместо традиционной иерархии Haier создала экосистему из сотен микропредприятий. По состоянию на конец 2010-х компания состояла из более 200 клиентски-ориентированных микропредприятий и свыше 3800 сервисных микрокоманд, функционирующих как стартап-экосистема.
Штаб-квартира трансформировалась в платформу, обслуживающую внутреннего клиента (микропредпринятия) с точки зрения ресурсов IT, HR, финансы, R&D, и координирующую сотрудничество между этими микропредприятиями.
Haier фактически перестала быть традиционной производственной корпорацией и превратилась в платформу для предпринимательства, где сотрудники сами выступают в роли бизнес-партнеров.
Особая гордость — IoT-платформа COSMOPlat, которая позволяет создавать продукты вместе с пользователями, на основе их запросов в режиме реального времени.
Так Haier от громоздкой структуры превратилась в живой организм, быстро реагирующий на сигналы рынка. Это не «бирюза» и не иерархия — это новая форма управления бизнесом. И она уже доказала свою состоятельность, оставляя позади гигантов с классической системой управления.
Такая радикальная трансформация привлекла внимание во всем мире. В 2016 году Haier приобрела подразделение бытовой техники компании General Electric, одного из символов американского менеджмента.
Это событие стало своего рода экзаменом для модели Haier – мировое сообщество наблюдало, сможет ли китайская система преобразить мастодонта американской индустрии.
Поглотив GE Appliances, внедряла там элементы своей модели, тем самым бросив вызов многолетним устоям: запустила новую волну управления, ориентированную на пользовательскую ценность и гибкость, тогда как классическая модель GE ориентировалась на масштаб, контроль и ценность для акционеров.
В рамках этой модели GE Appliances была реорганизована в сеть микро-предприятий (Micro-Enterprises), каждое из которых функционировало как самостоятельная бизнес-единица с полной ответственностью за свою прибыль и убытки. Это позволило ускорить процессы принятия решений и повысить адаптивность к потребностям клиентов.
В результате внедрения модели RenDanHeYi и других организационных изменений GE Appliances достигла значительного роста. Компания перешла от стагнации к двузначным показателям роста в течение четырех лет подряд после приобретения. К 2022 году доходы компании удвоились, достигнув $11 млрд, что свидетельствует о повышении эффективности и конкурентоспособности на рынке.
Сегодня Haier воспринимается как пионер управленческих инноваций: ее путь от разрухи 1984 года до глобальной интернет-экосистемы и платформы для предпринимателей служит примером успешных волновых трансформаций под лозунгом «двигаться в ногу со временем или исчезнуть».
Бизнес-результаты модели RenDanHeYi
Основа культуры Haier не просто в производстве «качественного продукта», это целая философия нулевой дистанции с клиентом.
Каждый сотрудник, независимо от должности, осознаёт, что создаёт ценность для конкретного человека, не абстрактного «потребителя». Именно поэтому Haier превратилась в экосистему микропредприятий — каждое из которых отвечает за результат перед своими клиентами напрямую.
С первых дней в Haier действует принцип: «Клиент всегда прав». Все процессы выстраиваются вокруг максимизации ценности для пользователя. Стандарты качества — непреложны. Каждый сотрудник обучен реагировать на жалобы и предложения от клиентов, как на прямой вызов личной ответственности.
Haier — это:
Самодисциплина и постоянное совершенствование.
Принцип «каждый может стать талантом».
Культура самоотверженности, труда и предпринимательства.
Быстрое принятие решений и мгновенная реализация идей.
Эти установки создали благодатную почву для запуска модели RenDanHeYi.
Параметр |
Классическое управление |
Haier (RenDanHeYi) |
---|---|---|
Управление |
Иерархия |
Сеть предпринимателей |
Решения |
Принимаются сверху |
На «краю» — ближе к клиенту |
Мотивация |
Оклад + KPI |
Доля в прибыли проекта |
Вовлечённость |
Исполнение задач |
Самостоятельный выбор цели |
Связь с клиентом |
Через отдел продаж |
Прямое взаимодействие |
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Самоуправление
Почему владельцам бизнеса выгодно жить без директоров
Француз. 18 лет назад он приехал в Россию посмотреть. И остался. Предпринимательство — это его образ мысли, образ жизни. В разное время он тонко чувствовал рынок, находил интересные бизнес-решения. Его история – это череда стартапов, каж...
Самоуправление
Опыт перехода на самоуправление за 9 месяцев. Smart consulting
"Cобственный смысл нужно не искать, а создавать". Самоуправление - это всегда свой путь, комбинация существующих эффективных инструментов в своей мозаике. Нет двух одинаковых компаний, культур и систем управления. Компания Smar...
Самоуправление
Даг Киркпатрик: самоуправление - ответственность каждого
Даг Киркпатрик: «Самоуправление в организациях важно, потому что нисходящая модель индустриальной эпохи не поспевает за технологиями и нуждается в изменениях. Поскольку самоуправление соответствует естественному поведению человека, оно п...
Самоуправление
Как настроить самоуправление в гостиничном бизнесе Опыт Atlas Hotel Managment
Возможно ли построить систему управления, в которой ответственен и свободен, если у тебя 80% персонала - сезонные одноразовые работники, приехавшие на заработки? У кого-то получается. В этой статье реальный, проверенный временем кейс.
Самоуправление
Ташкент. Ресторан. Холакратия. Опыт перехода на самоуправление
Есть мнение, что холакратия, как и любое самоуправление, работает только там, где люди достигли высокой степени осознанности. Линейный персонал (строители, продавцы, официанты) не готов жить в этой культуре. Мол, в большинстве св...
Самоуправление
Социократия 3.0. - это конструктор. Как применить методику в любом бизнесе
Социократия 3.0 (S3) — это не система самоуправления. Это методология для того, чтобы ориентироваться в жизни. Это не только про организации, производство, сервис. Это эволюция в принятии решений, особенно в сложных. Социократия ...