Автор материала Наталия Зайцева
главный эксперт Дирекции организационного развития и контроля ООО «Интер РАО-Инжиниринг»Довольно давно занимаясь описанием бизнес-процессов, я опробовала разные техники, инструменты и шаблоны. Поделюсь методом, который использую в последнее время и который «прижился» в нашей компании.
Итак, определяем процесс, который нужно описать. Далее
описываем каждый блок (подпроцесс). Для этого используем графическую функциональную блок-схему, шаблон которой есть в MS Visio:
В описании мы используем обозначения:
В результате схема процесса (этапа) выглядит так:
На схеме представлены участники процесса, действия, которые они выполняют и их продолжительность. На стрелках, соединяющих действия, указываем результаты.
Научиться читать такую схему несложно. У нас в компании большинство сотрудников это умеют, а для обучения новых сотрудников требуется совсем немного времени.
Схема, нарисованная в MS Visio, - это уже окончательный вариант. Вся суть в ее создании. И главное здесь – вовлечение непосредственных участников процесса.
Мы описываем процесс так:
1. Организуем рабочее совещание участников процесса и экспертов;
2. Готовим «клейкую стену» (очень рекомендую приобрести в «Правилах игры»), карточки формата A5, маркеры;
3. Определяем модератора, который ведет дискуссию, пишет и клеит карточки на стену;
4. Размечаем горизонтальные строки малярным скотчем;
5. Определяем участников процесса, записываем на карточках и клеим слева на стене в соответствующих строках;
6. Определяем (подтверждаем) вход/ выход процесса (желтые карточки);
7. Участников разбиваем на две группы, каждая группа обсуждает и пишет на карточках действия процесса от «входа» до «выхода». Раскладывает на столе;
8. По очереди берем от каждой группы по одной карточке, начиная от «входа» процесса; определяем, кто его выполняет, и наклеиваем на стену, соединяя последовательно малярным скотчем (это стрелки). В ходе этой работы договариваемся о формулировках и использовании различающихся карточек, приводим участников к общей схеме;
9. Проходимся по схеме (читаем), добавляем недостающие действия, задавая группам вопросы, определяем результаты действий (пишем на стрелках);
10. Фотографируем и отдаем на оцифровку.
В итоге получаем схему в MS Visio, как на предыдущем рисунке.
Все описание мы размещаем на одной странице – компактно и наглядно. Действия каждого участника описаны в отдельной строке, что позволяет быстро определить его роль и функции в процессе.
Если процесс сложный, действия требуют пояснения или непоследовательны – добавляем страницу с комментариями или пишем их на свободном месте в рамочке прямо на схеме.
Итоговую схему рассылаем всем участникам для согласования. Руководитель проекта (или другой ответственный) утверждает ее, она сохраняется в альбоме процессов проекта и становится руководством к действию.
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
Сергей Бехтерев: Планирование — это и есть расстановка приоритетов
Правильно определив приоритеты, вы научитесь концентрироваться на целях, а значит, сможете быстрее их реализовывать. Так вы сделаете свой бизнес и личную жизнь успешнее и сэкономите время для самого важного. Из фра...
Слово экспертам
Моя система планирования 2.0 или как все успевать, когда у вас много проектов
Автор статьи: Андрей Зинкевич, Специалист по привлечению и удержанию клиентов. Автор трех бесплатных книг Конвейер клиентов. Как привлекать и удерживать клиентов, Секреты клиентоориентированности и Прибыльные интернет-проекты .
Слово экспертам
Майнд-менеджмент молодой мамы-предпринимателя
2006 год. Молодой бизнес-тренер узнает от своего приятеля о возможностях интеллект-карт (древовидных карт, MindMaps) и начинает активно включать их в свои тренинги. Этим бизнес-тренером, как вы, наверное, уже догадались, была я....
Слово экспертам
Обзор программ для построения интеллект-карт для Windows
Слово экспертам
Зачем нужны корпоративные ценности компании: Как работает «управление по ценностям»? Часть 2.
Давайте сразу договоримся: ценности – это не формальный элемент «чтобы было» в компании. И они нужны не для сайта и даже не для рекламных буклетов. Ценности – это «сердце» организации. Это стержневые принципы, в которые верят сотрудник...
Слово экспертам
От саботажа к лояльности: Как улучшить отношение сотрудников к организации
"Они безразличны! Им ничего не надо! Им все равно! Лишь бы зарплату получать и ничего не делать!", - такую характеристику о подчиненных мы часто слышим от Клиентов в начале нашего с ними сотрудничества.