Сеть магазинов «ВкусВилл» знакома многим не первый год. Знаете ли вы, что, помимо отличного качества своей продукции, это единственная сеть в России, которая доверяет на 100% своим покупателям, сотрудникам, и поставщикам. И да – это не сказка, но здесь вы легко можете вернуть продукцию без чека, если она не понравились. Атмосфера внутри самой компании – дружелюбная и спокойная. В это непросто поверить тем, кто пребывает в упадническом настроении. Но все обстоит действительно так. Давайте познакомимся с основателем компании, ее генеральным директором Андреем Кривенко, которому удается оставаться оптимистом, заряжать свою команду и расти – в 2-3 раза в год. Андрей Кривенко – спикер на форуме «Бизнес со смыслом» 22 апреля.
- Андрей, с самого первого знакомства с Вашей сетью не видели в ней равнодушных продавцов. Принято считать, что именно это самая «текучая» позиция. Продавцов, согласно существующим стереотипам, далеко не всегда интересует, чтобы все было хорошо, главное – зарплата вовремя. А вот в любом магазине «ВкусВилл» всегда душевно и с заботой. Как Вы находите таких людей в таких объемах?
-Есть внутренняя статистика: из 20 приходящих трудоустраиваться берем примерно одного. У нас уже лет 6 работает сотрудник Татьяна Берестовая, начинала сама с продавца. Вот если ей в ряд поставить 10 человек, она сходу скажет, кто сможет и будет у нас работать, и кто - нет. Действительно, секрет такого персонала в его очень тщательном поиске и отборе. Мы, например, не пользуемся объявлениями, кадровыми агентствами, находим всех сами – причем по большей части, по знакомству.
- А продвижение Ваше по тому же принципу построено?
- Нас покупатели советуют покупателям, да. И я точно говорю, это гораздо качественнее и дешевле. Конечно, мы очень благодарны клиентам за это. Главный принцип работы: лучше сделать качественный продукт, чтобы покупатели его сами рекламировали, чем платить за продвижение через телевидение. Лично для меня это вообще критерий отказа от продукта – когда его рекламируют, а многие люди так же мыслят. Рекламируют – значит не могут продать, я так рассуждаю.
- Наш форум называется «Бизнес со смыслом». Вот как Вы за несколько лет сумели вырасти с нуля до 500 магазинов, при условии, что кризис, а федералы наступают на пятки?
- Как сумели? Мы оказываем только те услуги, которые приятны покупателям. Тогда они придут с удовольствием сами. Придут снова и снова. Считаю, что работать надо так, а не навязывать услугу, за которой люди вынуждены обращаться. Зачастую в некоторые сети люди и не хотят ходить, а приходится, просто потому что в районе других магазинов нет. Или есть, но неадекватно дорогие. А я считаю с самого начала, что человеку в магазине должно нравиться.
- Откуда в Вас это?
- Решение пришло в одну минуту.
- А сколько от идеи до первого магазина прошло времени?
- Идея появилась в январе, в мае открылась первая «Избёнка». Через две недели - вторая. Третья – спустя месяц. Потом еще три прорабатывали формат, искали наилучшие решения для клиента, и потом открыли четвертый магазин.
- Знаете, у предпринимателей нет единого учебника, как правильно выстроить систему менеджмента. У каждого свои стержневые принципы – что-то такое, что управляет смыслом работы организации. Они и у вас есть, конечно. Но какая из них главная для вас лично?
- Ответ очевиден: для меня главное – только доверие.
- А как сделать так, чтобы каждый работник помнил о покупателе?
- Помнить, что покупатель – смысл работы. Все, что ты делаешь, должно быть нужно покупателю. Если нет, то зачем вообще ты это делаешь? Наша корпоративная культура не подразумевает бюрократии или приказов. Я думаю, очень плохо, когда люди «работают» исключительно начальниками. У нас такого нет. Наоборот – руководитель в большей степени помощник для магазина, помощник продавцам, чтобы они могли оказать услугу покупателю лучше.
- Вы много инвестируете в команду ваших топ-менеджеров. Например, чтобы ездить учиться по разным странам, по разным компаниям. У кого перенимали опыт?
- Первая наша поездка была в Англию. Смотрели Tesco – компанию, безусловно, с именем, про них написано много книг, а их подходы многое переменили в ритейле. Там же изучали изнутри компанию Asda. Наш принцип «вернем деньги без чека, если продукт Вам не понравился» - это от них. А надпись на чеках «Наш клиент – наш Босс» – это от испанской компании Mercadona. Они постоянно внедряют инновации, чтобы делать покупателю лучше. Сейчас были в Германии. Мне очень нравится сеть Aldi – отличный и продуманный подход к экономии средств покупателей. При этом не доходит до абсурда, как это бывает в ряде компаний. В апреле запланирована поездка в США.
- А вас самих у нас в стране уже начали копировать?
- «Избёнку» сразу начали копировать, по «ВкусВилл» пока не встретили.
- Как обстоят дела в Вашей компании с внедрением инноваций?
- Наша основная «фишка» менеджмента – необходимость постоянно вдохновляться. Номер один в списке для этого – поездки. Сейчас это практикуется фактически дважды в год. Кроме того, принято читать книги. Организовываем что-то вроде совета управляющего. До начала встречи обозначается книга, которую все стараются прочитать. Мы привлекаем модераторов, обсуждаем те идеи, которые написаны, и решаем, как их можно у нас применить. Потом идеи превращаются в проекты и запускаются.
- Кто Ваш главный вдохновитель из авторов?
- Джим Коллинз.
- Во многих компаниях большая проблема – исполнительская дисциплина. Как удается выстраивать работу в этой части Вам?
- У нас все выстроено иначе. Во-первых, принято не давать попусту слова. Во-вторых, если есть проблема, порожденная тем, что людям неудобно или сложно, мы такие вещи стараемся отменять. Когда есть какие-то правила, которые неукоснительно надо выполнить, – для нас это страшно, потому что жизнь так быстро меняется! Написанное только что через час может быть неактуально. Нужно доверие, а вот рамок никаких не нужно. Поэтому лично я даже не очень понимаю понятия исполнительской дисциплины. У нас все строится на принципах договоренности. Сидим в одном офисе и имеем возможность общаться.
- То, о чем вы говорите, часто есть в маленьких компаниях. А потом по мере развития теряется...
- Коллинз в книге «Как гибнут великие» сказал очень емко: компания начинает умирать, когда скорость роста превышает скорость набора правильных людей. Мы многое делаем для того, чтобы при увеличении бизнеса и людей было больше. И да – сотрудников себе действительно надо искать, иначе работать будет крайне сложно. Кстати, мы очень активно привлекаем аутсорсинг, практически все функции отданы. Считаю, что это лучше: есть возможность выбирать между разными предложениями, оценивать услугу и отказываться при недолжном качестве.
Например, мы должны четко следить за производителями. Часто компании набирают огромный штат аудиторов. Для нашей сети это дикость. Работаем с внешними аудиторами, которые делают свое дело профессиональнее, чем если бы был просто сотрудник в штате. Или вот еще: у нас никогда не было своего транспортного отдела, своих машин. Если я работаю с несколькими компаниями – из предложений выбираю для себя выгодное. Что происходит, когда есть свой отдел? Что бы ни попросил его начальник, ты вынужден покупать – грузовики, запчасти, бензин. Как тут определить эффективность? Я этого не понимаю. Для нас очевидный выбор – аутсорсинг.
- Сейчас вы даете москвичам приобретать продукцию. Планируете шаги в регионы?
- Честно говоря, раньше я надеялся, что наш опыт региональные предприниматели смогут перенять. Довольно много и безвозмездно консультировал компании, открыто рассказывал, показывал цифры. Но процесс очень тяжело идет. По факту, кажется, только в Воронеже что-то осталось, В Питере, Екатеринбурге, Самаре – закрылись. А ведь «Вкус Вилл» по факту – продукция тех же региональных производителей, мы от них и везем. Но проблемы в регионах начинаются те же самые всегда. Продавцы, например. Стараются платить 5 тысяч в месяц. Но чего от них за такую зарплату ждут? А говорят, больше платить не можем. Вот на этом все и останавливается. Однако пока сами идти в регионы не планируем – для этого нужны другие навыки. Мы же хотим концентрированно работать в одном регионе.
- В Ваших магазинах все время звучит: мы любим в Россию, верим в нее...
- В силу обстоятельств мы с вами пользуемся очень многой продукцией, которая произведена не в России. Телефоны, бытовая техника, компьютерные программы. Зарубежные страны нашли для себя свой рынок. Как Германия – автомобили, и это признано. Мы вне пределов Германии пользуемся плодом труда ее граждан. Хочется, чтобы Россия пришла к моменту, когда во всем мире будут пользоваться плодами трудов россиян. По моему мнению, наиболее перспективное направление для этого – развитие отрасли сельского хозяйства.
- Со всех сторон слышно, что времена сейчас непростые. Хочется услышать пожелания предпринимателям от человека, который за прошлый кризисный год вдвое вырос. В этом году планирует увеличиться троекратно.
- Нужно искренне пытаться оказать полезную услугу покупателями. Ту, от которой люди получают удовольствие. Когда предприниматель в бизнес-модель закладывает обман за счет покупателя, чего удивляться, когда 90% им недовольны? Вот если наоборот – уйдут все проблемы. Мы кстати до сих пор обзваниваем покупателей и спрашиваем о качестве оказываемых услуг – от 800 до 1000 звонков в неделю. На мой взгляд, первое, за что надо бороться, – добиться откровенности от покупателя. Предприниматели стараются отодвинуться от клиента, не дают возможности высказаться, ругают персонал за негативные отзывы. Разумеется, сотрудники потом сделают все возможное, чтобы начальник не узнал о проблеме – влетит ведь. Вот это и приводит к стагнации. Руководство должно быть заинтересовано в получении жалоб, потому что жалобы и откровенность покупателя – возможность Вашего движения вперед.
- Мы часто приводим в пример Вашу надпись «Вернем деньги без чека за продукт, если он Вам не понравился». В ответ слышим вечный аргумент: «Так ведь будут же обманывать»… Обманывают?
- Случаи бывают, но ради такого 1% нерадивых мы не готовы ухудшить сервис для остальных. И когда мне говорят подобные вещи, отвечаю: если часто будут ходить и возвращать товар – значит, плохой товар, меняйте. Тогда и возвращать перестанут.
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Вдохновляющие истории
Социальный бизнес Гузель Санжаповой
Традиционно бизнес - это чтобы зарабатывать деньги. История проекта Гузель Санжаповой началась иначе. Она создала компанию для того, чтобы несколько человек в глухой деревушки нашли себе занятие и получили стабильный источник дохода, что...
Вдохновляющие истории
Компас здоровья укажет ориентир
За последние сто лет пищевые привычки людей изменились отнюдь не в лучшую сторону. Сдобные булочки, которые не черствеют, молоко, которое не скисает, колбаса, после которой обычное мясо кажется совсем безвкусным, - вот они, нормы совреме...
Вдохновляющие истории
«Клуб Добряков» - как из личного блога сделать благотворительный фонд
История «Клуба добряков» началась в 2013 году с Маши Субанта, которой всегда нравилось помогать. Этот клуб вырос из личного профиля в Instagram, став огромным сообществом добряков. Сегодня их больше 75 тысяч, и это уже благотворительный ...
Вдохновляющие истории
Интервью с Натальей Ланцевич
Совладелец петербургской сети кофеен Double B Наталья Ланцевич никогда не видела в кофе-машинах и зернах просто маржинальность. Для нас, исследующих бизнесы со смыслом, слышать о таком восприятии своего дела уже не ново, но всегда радост...
Вдохновляющие истории
Аскона. хотим научить россиян правильно спать
Город Ковров, где располагается Askona, переживает прекрасное преображение, обрастая современной инфраструктурой, которой не всегда могут похвастаться даже миллионники. Менеджмент компании, с представителями которой мы поговорили, дели...
Вдохновляющие истории
Воспитание со смыслом: что это значит и почему это важно
Василий и Валерия Солтан - давние друзья «Бизнеса со смыслом». Их тема – осознанное воспитание и гармоничное развитие детей современного мира. Детей, которым не придется переучиваться, осознавая, что тогда, в юности выбрали «не то», таки...