Основные роли в коллабе

Опубликовано в № от 3.05.25
Коллаб - это о том, что в эффективной компании сотрудники становятся партнерами, умеющими договариваться, максимально эффективно распределять роли и добровольно брать на себя те или иные зоны ответственности. Управление, при котором не требуют, а доверяют, не вменяют в обязанности, а выбирают себе задачи, не отчитывают, а дают шанс исправить ошибку - все для того, чтобы работа была в радость, и ее хотелось делать на 100%. Сегодня расскажем, какие роли согласно коллаборации и принципам самоуправления следует внедрить и как с ними работать.

В классической иерархичной системе управления люди редко принимают участие в формировании структуры. Приходя работать в компанию, человек просто встраивается в существующую организацию и живет по ее правилам, четко понимая, кому он подчиняется, что входит в его функциональные обязанности и чье слово главнее. 

В интегральной теории также сохраняется иерархия, только это иерархия потребностей. Поскольку потребности не могут управлять друг другом, невозможно определить, какая из них важнее, появляется круг. 

Фактически каждый круг - это зона ответственности, актуальная для той или иной компании. Круг продажи, круг маркетинга, круг разработчиков, круг производства. Результат работы любого круга должен быть измерим, ощутим и полезен компании.

Внутри круга есть роли. Важно понять, что роль - это не должность. В классической системе у сотрудника есть должностные обязанности, ему могут поступать задания от руководителя, от вышестоящего босса, из другого подразделения. В результате нередко мы имеем сбой в приоритетах, задерганного коллегу и заваленные проекты. 

В самоуправляющихся организациях, внедряя роли, менеджеры перестают руководить людьми. Они управляют ответственностью. Приоритет выполнения задач расставляет сам сотрудник. Он вправе принимать решения в рамках своей роли. Если же человек не справляется, он может быть переизбран на совещании, и его роль будет передана кому-то другому.

Один человек может быть держателем нескольких ролей, но они должны быть сосредоточены внутри одного круга. Например, в круге маркетинга сотрудник Михаил выполняет роли контент-менеджера сайта и SMM специалиста.

В коллаборации очень важны совещания. Они во многом определяют эффективность работы команды в целом и проводятся они по определенным правилам, о которых мы подробнее поговорим в следующих номерах журнала.

Согласно коллаборации все участники совещания наделяются ролями. Среди них есть несколько обязательных. Они не соответствуют должностям. Например, фасилитатором не обязательно должен быть руководитель круга (команды). Более того, от совещания к совещанию роли могут меняться, если этого хочет команда или требуют обстоятельства.

 Обязательные роли:

Фасилитатор. Тот, кто ведет встречу, следит за повесткой, задает настроение, контролирует тайминг, вовлекает в процесс всех участников, координирует выступления. Он готовит площадку. Следит за тем, чтобы из конструктивного диалога встреча не превратилась в болтовню ни о чем. Передает слово желающим высказаться и включает вопросы в повестку. Обеспечивает продуктивность обсуждений. 

Кроме того, фасилитатор готовит каждого участника к роли фасилитатора на следующих встречах. Фасилитатора избирают все участники встречи обычно одновременным голосованием в любой удобной форме. Срок определяется здесь же. Обычно это год.

Лидер круга. В классической системе управления, как правило, руководитель отдела. Его основная задача - представлять интересы управленческого круга. Передает информацию об общих стратегических задачах, актуальных вопросах организации, которые поступают из других кругов (подразделений). Он является наставником, поддерживает, дает обратную связь, помогает расставить приоритеты. 

Если нужно принять решение, не оговоренное регламентами, - принимает. Если на какую-то роль нет исполнителя - берет ее на себя. Проводит индивидуальные встречи с участниками круга, чтобы повысить их эффективность. Готовит новых участников на свою роль.

Держатель метрик. Определяет порядок сбора данных, на основе которых круг может определить эффективность своей работы. Готовит других участников на свою роль.

Представитель. Его задача представлять интересы своего круга на встречах верхнего круга. Если в его круге возникает актуальный вопрос, решение которого в компетенции другого круга, представитель обсуждает этот вопрос на встречах другого круга. Представитель избирается из числа своего круга и одновременно входит в верхний круг.

Посредник. Включается в работу, когда лидеру и представителю не удается донести необходимую информацию до своих кругов. Он обеспечивает взаимодействие двух кругов. Представляет взгляды своего круга на встречах другого круга, где он является посредником.

Секретарь. Составляет документы, ведет протокол встреч, отчетность. Его задача - фиксировать информацию. Секретарь обычно составляет график встречи и повестку, инициирует распределение ролей.

Участник круга. Любой человек, занятый в деятельности круга, априори является его участником. Он получает доступ к совещаниям круга и может быть исполнителем любой из вышеперечисленных ролей. Участник должен четко понимать свои задачи, знать протокол собрания и понимать, чего от него ждут. Он может выносить на обсуждение актуальные вопросы. Высказываться по теме, вносить информацию в трекинг-документы. Другими словами, выполнять работу, соответствующую его роли в компании.

Основываясь на своем опыте, мы рекомендуем на первое время (6-12 месяцев) ввести еще одну роль: администратора задач. Это человек, который будет отслеживать выполнение задач участниками круга и по необходимости напоминать о них, контролировать сроки, в общем, держать руку на пульсе.

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Как менеджеру преодолеть 7 главных разочарований

3 мая 4061

Чем отличается опытный предприниматель от начинающего? Тем, что он уже наступил на определенные грабли и приобрел необходимый опыт. Сознание и система ценностей менеджера трансформируется, и происходит это через кризисы роста его профе...

Слово экспертам

5 помощников для успешных людей

3 мая 3530

У слова «успех», «успешный» много разных значений.  Для меня - это когда глаза горят от того, что ты делаешь каждый день! Это когда ты полна энергии и любопытства, когда в глазах азарт, при этом ты четко знаешь, чего хочешь чер...

Слово экспертам

Как работает agile на государственном уровне

3 мая 3613

Agile придумали практичные программисты. Они вовремя поняли, что идеальные продукты создают команды самостоятельных профессионалов, которым не нужны регламенты, руководители-контролеры и четкие последовательные процедуры работы. В этих к...

Слово экспертам

Ценности компании и их значение

3 мая 3569

Екатерина Коновалова – HR-директор компании «Фабрика Окон» рассказала о том, что такое искренний сервис, как разглядеть в человеке стремление помогать другим и почему так важно давать людям смыслы.

Слово экспертам

Как формировать команду

3 мая 3733

Современный мир развивается так быстро и технологии копируются так просто, что конкурировать уникальным продуктом становится все труднее, а в некоторых нишах вообще невозможно. Успех компаний все больше и больше зависит от людей, которые...

Слово экспертам

Команда мечты: как лидеру управлять своей энергией и энергией команды

3 мая 4627

Все, с кем общаюсь в последнее время, говорят практически одно и то же: «Нет энергии», «Нет сил», «Еле себя заставляю». Многие испытывают измотанность, усталость и тому подобное. Даже на персональных бизнес-коучингах, хотя никто и не ф...